Хлеб, оливки, вода и молитва

Для глубоко верующего православного человека, а тем более для священнослужителя побывать на Святом Афоне — то же самое, что альпинисту взойти на Эверест. Это вершина духовных устремлений. Иерею Дмитрию Первию, настоятелю Свято-Покровского храма г. Кировска, посчастливилось на семь майских дней влиться в состав единственной в мире православной монашеской республики с тысячелетней историей. Свежие воспоминания и неизгладимые впечатления отца Дмитрия записал корреспондент «Коммерческого».
«Святой Афон находится на полуострове Халкидики в Греции. Полуостров похож на трезубец, Афон — восточный «зуб», от 7 до 12 километров в ширину он уходит в Эгейское море на 80 с лишним километров. Красоту территории Афона трудно описать привычными категориями. Представьте себе прекрасную, большей частью нетронутую человеком природу, попеременно горную, равнинную и приморскую. В юго-восточной части высотой 2033 метра над уровнем моря возвышается гора Афон. Несмотря на то, что это полуостров, добраться сюда можно только морем.

Некогда на Афоне было 180 монастырей, в которых жили около 40 тысяч монахов. Сейчас действующих монастырей — 20, в том числе один русский — святого Пантелеймона, один болгарский и один сербский. Общее количество монахов нынче — не больше тысячи. Порядки здесь строгие, не меняющиеся веками: женщин не принимают вообще, а для мужчин требуется специальное разрешение на паломничество — «диамонитирион», которое выдает константинопольский патриархат. Такие разрешения были получены — для меня, для настоятеля осиповичского Кресто-Воздвиженского храма Александра Киселева и для мирянина, предпринимателя Андрея Смирнова.

Значимость Святого Афона для православного человека я бы обозначил тремя важнейшими составляющими: это Удел Божией Матери, это святая святых — алтарь современного мира и это огромное место молитвы, где храмом является сама земля.

Сошли с парома, разместились в русском монастыре и — сразу на вечернюю службу. Потом — поклонение мощам (в Афоне — огромное количество мощей и других святынь), трапеза и — спать. Утро на Афоне начинается в… два часа ночи. Нет, не рассветное утро, а общественное. Подъем, омовение, служба, трапеза и — в путь. Молитва и дорога — этими двумя словами можно охарактеризовать всю афонскую жизнь. Идешь в буквальном смысле куда глаза глядят. И при этом почти физически ощущаешь, что тебя ведут, что каждый твой шаг неслучаен. Дорог в общепринятом понимании там нет, в основном — тропы. И так весь день: на своих двоих по тропкам, взбираясь на кручи, обходя овраги, преодолевая горные реки, утоляя жажду из родников, коих там множество.

По пути заходили в храмы, преклонялись святыням и не переставали удивляться то и дело возникающему ощущению: тебя здесь ждали. Вот пример. Отправляясь в поездку, я перед собой поставил цель: привезти что-нибудь с Афонской земли для своего прихода. Больше всего хотел евхаристический набор — это несколько предметов для таинства причащения. И вот однажды, отправляясь в дорогу, я попросил у Божией Матери помощи в этих моих чаяниях. Заходим по пути в один из монастырей. Интересуюсь у монаха, где можно приобрести что-нибудь для храма. И тут мне навстречу выходит игумен и протягивает в дар… евхаристический набор! Ручной, естественно, работы, бронзовый, с серебряной вставкой. Очень красивый. Приезжайте в Свято-Покровский храм — увидите.

Патриархальный быт афонских монахов цивилизацией не испорчен. И в ее достижениях не нуждается. Каждодневное двухразовое «меню» состоит обычно всего из трех «блюд»: хлеб, оливки, вода. Хлеб выращивается, оливки произрастают, чистейшая родниковая вода повсюду. В некоторых монастырях выращивают картошку, помидоры, апельсины, лимоны, виноград (в том числе для изготовления изюма и вина). Только земледелие, никакого скотоводства. А вообще каждый монастырь имеет свою специализацию — где-то ткут, где-то столярничают, где-то занимаются гончарным или литейным делом. И натурально обмениваются продуктами труда. Интересно, что здешние монахи не позволяют себе умерщвления соседствующей живности — ящериц, змей, пауков… Разве что комара прихлопнут, не более.

На Афоне запрещен любой интерактив — от мобильной связи до Интернета. Телевидение и радио тоже под запретом. А вот газетку можно почитать. Правда, не очень свежую. Постучались мы однажды в один из греческих монастырей. Встретили нас, как всегда, радушно, предложили трапезу, ночлег (в каждом монастыре есть гостиный двор). И русскоязычную прессу: «Русские церковные ведомости» за 1904 год! Главная новость — началась русско-японская война. Почитали с интересом. Кстати, на Афоне используется исключительно юлианский календарь.

Помимо духовной составляющей, путешествие по Афону само по себе невероятно увлекательно. Вот представьте. Сворачиваете вы на едва заметную, явно годами нехоженую тропу. И через несколько сотен метров набредаете на заброшенный скит. Будто на хижину Робинзона. Кто и когда здесь жил и почил, так и останется тайной.

Вообще, монахи-отшельники — это отдельная, очень важная часть населения Святого Афона. Важная, без преувеличения, для всего мира. На Афоне живут подвижники-старцы, которые неустанно молятся не о себе или о конкретных других людях, а обо всем человечестве. Они пребывают в полном уединении в так называемых «скитах на катушках» — это некое высокогорное место: раз поднявшись, остаешься до конца своих дней. Катушка — простое подъемное устройство, с помощью которого время от времени старцу посылаются святые дары для причащения. Если в оговоренное время катушка не опустилась — значит старец почил. И на высокий скит поднимается его преемник.

Резонный вопрос — как пополняется веками исключительно мужское население Афона? Способ прост и неизменен: приехав однажды, остаться навсегда. В сравнении с прошлыми веками Афон сейчас пустует — решиться на отказ от благ цивилизации нынче способны очень немногие. Свободных келий и скитов предостаточно. Здесь нет ни полиции, ни паспортной службы, никаких тебе «вступительных экзаменов». Выбирай и поселяйся.

Что дала лично мне эта поездка? О духовной составляющей могу говорить долго. Ощущение отсутствия времени. Абсолютное отрешение от земных проблем. Полная сообразность человеческих устремлений и Божьего промысла. Явственное понимание того, что мир на самом деле держится и строится не на каких-то политических или социальных событиях и взаимоотношениях, а на духовных основах. Значительно более важных и прочных. Святой Афон — одно из мест, на которых держится наш мир. Это паломничество считаю главным событием своей жизни. Кстати, и здоровье поправил: на неделю попросту забыл о сахарном диабете. Да и сейчас почти не вспоминаю.

Цель моей дальнейшей жизни отныне определена совершенно отчетливо: когда-нибудь вернуться на Святой Афон».

 

                  

Добавить комментарий